Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций из расчета кадастровой стоимости.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая база в большинстве случаев определяется, как среднегодовая стоимость недвижимости. Определяют показатель по окончании отчетного периода, который, как правило, равен календарному году. Но местные власти вправе установить другой период (например, квартал).
Порядок заполнения декларации
В состав декларации входят:
-
титульный лист;
-
раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
-
раздел 2 «Сумма налога, исчисленного исходя из определения налоговой базы по среднегодовой стоимости»;
-
раздел 2.1 «Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемом налогом по среднегодовой стоимости»;
-
раздел 2.2 «Сумма налога, исчисленного с применением налогового вычета для СЗПК»;
-
раздел 3 «Сумма налога, исчисленного исходя из определения налоговой базы по кадастровой стоимости»;
-
раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств».
Отменят отчетность по налогу на имущество
Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.
С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).
Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.
Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).
При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).
Правила исчисления налога на недвижимость
Формула расчета несложна: просуммировать стоимость имущества на 1-е число каждого месяца и на последний день года. Полученную величину разделить на количество месяцев в году, увеличенное на 1 (12+1=13). Результат умножить на ставку налога.
Пример расчета налога на недвижимость за 2018 год (значения условные).
Дата оценки | Остаточная стоимость (тыс. руб.) |
на 01.01 | 150 |
на 01.02 | 145 |
на 01.03 | 140 |
на 01.04 | 135 |
на 01.05 | 130 |
на 01.06 | 125 |
на 01.07 | 120 |
на 01.08 | 115 |
на 01.09 | 110 |
на 01.10 | 105 |
на 01.11 | 100 |
на 01.12 | 95 |
на 31.12 | 90 |
Всего | 1560 |
Среднегодовая стоимость | 120 |
Налог на имущество (ставка 2,2%) | 2,64 |
Сведения про остаточную стоимость содержат регистры бухгалтерского учета. Имущество акционерного общества и прочих организаций учитывается соответственно ПБО 6/01 «Учет основных средств» и учетной политики предприятия.
Если расчет производят на основании кадастровой стоимости объекта, то сведения берут из Единого государственного реестра недвижимости. Плательщику потребуется стоимость по состоянию на 1 января отчетного года. Реестр объектов формируют органы исполнительной власти РФ по состоянию на 1-е число отчетного периода. Окончательный перечень обнародуется на официальном сайте субъекта РФ.
Налоговая база исчисляется отдельно для каждого объекта. Если недвижимость расположена на разных территориях, то определяют долю налога для каждого региона. Плательщику придется подавать несколько деклараций в разные региональные налоговые инспекции.
Бухгалтерам больше не придется сдавать авансовые расчеты по налогу на имущество организаций в 2020 году. С 1 января 2020 эту отчетность отменили.
В налоговую понадобится представлять только годовую декларацию. ФНС уже разрабатывает новую форму. В ней появятся строки для авансовых платежей. Перечислять их в бюджет будете по старым правилам.
Но не стоит расслабляться – декларацию по налогу на имущество 2020 года обновили. Организации, которые отчитываются по налогу на имущество после 1 января, должны составлять декларации по новой форме. ФНС утвердила новый бланк, порядок его заполнения и электронный формат (приказ от 14.08.2019 № СА-7-21/405). Новую декларацию сдавайте с отчетности за 2019 год.
Бланк декларации по налогу на имущество изменили незначительно. В верхней части титульного листа и остальных разделов поменяли штрихкоды. В разделе 1 добавили новые строки для исчисленного налога к уплате и авансовых платежей за I квартал, полугодие и 9 месяцев (строки 021-027). В разделах 2 и 3, где считают годовой налог по недвижимости со среднегодовой и кадастровой стоимостью, авансовые платежи больше отражать не надо.
В разделе 2.1 добавили новые коды для водных и воздушных судов.
По каким объектам налог не платят
Налог не платите с имущества, которое:
-
не является объектом налогообложения;
-
попадает под льготу в виде освобождения.
В первую группу попадают активы из пункта 4 статьи 374 НК:
-
земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
-
основные средства, предназначенные для обеспечения безопасности и обороны, числящиеся на балансах силовых структур, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
-
объекты культурного наследия федерального значения;
-
ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
-
ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;
-
космические объекты;
-
корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Имущественные налоги являются разновидностью прямых налогов, история которых насчитывает не одну сотню лет. И в современных налоговых системах имущественные налоги играют далеко не последнюю роль, причем их значение неуклонно возрастает.
Современные налоговые системы зарубежных стран нацелены на обеспечение эффективного развития производственных инвестиций. От принципа «Больше произвел — больше уплатил налогов» переходят к принципу «Больше налогов платит тот, кто больше имеет». Это ведет к повышению фискальной функции имущественных налогов, объект обложения которых не зависит от результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Несомненным достоинством имущественных налогов является и то обстоятельство, что объекты недвижимости трудно утаить, а определение их стоимости с целью налогообложения происходит независимо от желания собственников.
В России налогообложение имущества осуществляется на основании главы 30 Налогового кодекса РФ «Налог на имущество организаций», который с момента своего введения в 2004 году не претерпел существенных изменений. Возникшая несколько лет тому назад идея замены налога на имущество налогом на недвижимость, по образцу зарубежных государств, в ближайшее время вряд ли будет реализована.
Налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость имущества, которая рассчитывается с учетом начисленного взноса по нормам амортизационных отчислений в соответствии со стандартами бухучета.
В соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ, средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения за отчетный период, определяется, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база, в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на
Для определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества, следует учитывать, что имущество, переданное для осуществления совместной деятельности, остается на балансе у передавшей организации. Таким образом, обязанность по уплате налога на имущество возлагается на эту организацию.
Ставки налога на имущество в 2021 году
Величина предельной ставки налога на имущество организаций, рассчитываемой от среднегодовой стоимости имущества в 2021 году не может превышать 2,2% и не может опускаться ниже 0,1%. При расчете налога от кадастровой стоимости ставка налога имеет предел 2%.
В случае если на территории субъекта РФ установлен налог, законодательные органы субъектов вправе дифференцировать налоговые ставки от 0,1% до 2,2% (в зависимости от категории налогоплательщиков или имущества, выступающего объектом налогообложения).
Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году — от 0,1 до 0,2%.
Кроме того, НК предусмотрены льготы для некоторых организаций (статья 381). Для применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по имуществу, подпадающему под действие льгот. Если в вашем регионе не установлены налоговые ставки на имущество следует применять ставки, указанные в статье 380 НК РФ.
Пример учета исчисленного и уплаченного налога на имущество
Производственная компания ООО «Осень» имеет на балансе имущество, со стоимости которого необходимо платить налог. Законодательством региона отчетные периоды не отменены, поэтому предприятие ежеквартально начисляет налог на имущество. Проводки бухгалтер записывает в соответствии с положениями учетной политики, начисляя платежи в составе расходов по основной деятельности.
За 3 квартал 2021 года сумма аванса по налогу составила 120 000 руб., она перечислена в полном объеме 18 октября. Налог по итогам года в сумме 119 900 руб. перечислен 17.01.2022 г. В учете эти операции отразятся так:
Операции |
Д/т |
К/т |
Сумма |
30.09.2021 |
|||
Начислен авансовый платеж по налогу на имущество |
20 |
68 |
120 000 |
18.10.2021 |
|||
Сумма аванса перечислена с расчетного счета в бюджет |
68 |
51 |
120 000 |
31.12.2021 |
|||
Начислен налог за 2021 год (за минусом авансов) |
20 |
68 |
119 900 |
17.01.2022 |
|||
Налог перечислен в бюджет |
68 |
51 |
119 900 |
Исчисление базы по налогу на имущество
Для определения налоговой базы берется среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества. В целях исчисления базы актив учитывается по остаточной балансовой стоимости, для основных средств, не подлежащих амортизации, — по первоначальной за вычетом износа.
База по объекту налогообложения для исчисления авансового платежа за отчетный период определяется по формуле:
ССт = (ОС1+ОС2+…+ОСn +ОС n+1) / (n+1), где:
ССт – средняя стоимость;
ОС – остаточная стоимость основного средства на 1-е число каждого из месяцев, входящего в отчетный период;
n – число месяцев в отчетном периоде.
База налога на имущество организации рассчитывается следующим образом:
СГСт = (ОС1+ОС2+…+ОСn+БС) / (n+1), где
СГСт — среднегодовая стоимость;
ОС – остаточная стоимость на 1-е число каждого месяца налогового года;
БС – остаточная (балансовая) стоимость основного средства на конец налогового периода (в общих случаях – на 31 декабря);
n — количество месяцев в налоговом периоде.
Согласно ст. 378.2 НК РФ в отношении отдельных видов активов применяется особый порядок исчисления налоговой базы – за основу расчетов берется не остаточная, а кадастровая стоимость объектов:
- торговых и бизнес-центров;
- нежилой недвижимости, формально или фактически предназначенной для размещения офисных, торговых и других коммерческих площадей;
- недвижимости, принадлежащей иностранным предприятиям.
Что нельзя признать объектом налогообложения?
В положении о взимании налога на имущество имеются достаточно серьезные оговорки, которые не дают признать некоторые категории имущества объектом обложения сбором. Впрочем, все они достаточно специфичны:
- Во-первых, это все земельные наделы, а также водные ресурсы. Проще говоря, налог на имущество организаций не распространяется на объекты природопользования.
- То имущество, которое принадлежит организациям федеральной исполнительной власти, в которых предусмотрено отбывание воинской повинности или приравненной к ней службы, направленной на сохранение закона, правопорядка и целостности государства, налогом обложено быть не может.
Согласно статье 386 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Срок подачи налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций установлен федеральным законодательством – не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, на основании статьи 386 Налогового кодекса РФ. Срок подачи налоговых деклараций по итогам налогового периода установлен федеральным законодательством, в частности статьей 386 Налогового кодекса РФ – не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Недвижимость, права на которую подлежат госрегистрации
Казалось бы, в связи с выходом в свет Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Информационное письмо N 148) должно было разрешиться много спорных моментов. Однако все не так-то просто, в частности в отношении вопроса по налогообложению покупателями и продавцами недвижимости, права на которую подлежат государственной регистрации. Давайте разбираться, в чем проблема.
До 2011 г. п. 52 Методических указаний по учету ОС допускал принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету 01 фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены акты приемки-передачи, при условии, что документы переданы на государственную регистрацию. Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н указанная норма скорректирована: с 2011 г. объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы, также принимаются в качестве основных средств и выделяются на отдельный субсчет к счету 01. Таким образом, в бухгалтерском законодательстве госрегистрация однозначно не является условием для учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств.
Ключевой момент. Независимо от того, поданы или не поданы на регистрацию соответствующие документы при условии, что недвижимость отвечает четырем критериям признания основных средств в бухучете, перечисленным в п. 4 ПБУ 6/01, оформлены ли соответствующие акты приема-передачи, покупатель должен облагать такое имущество налогом.
Аналогичное мнение выражено Президиумом ВАС в п. 2 Информационного письма N 148, в котором рассмотрен случай покупки недвижимости.
Минфин и ФНС также согласны с тем, что в целях принятия недвижимости в качестве основных средств с 01.01.2011 не требуются документы о государственной регистрации — компания должна принять ОС к учету в момент его фактического получения (Письма Минфина России от 17.06.2011 N 03-05-05-01/44, ФНС России от 29.08.2011 N ЗН-4-11/13999@).
Налог на имущество организаций, его регулирующее значение и роль в региональном и местном бюджетах субъектов Российской Федерации
КУРСОВАЯ РАБОТА
Налог на имущество организаций, его регулирующее значение и роль в региональном и местном бюджетах субъектов Российской Федерации
Введение
имущество управление налог бюджет
Региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Согласно НК РФ к региональным налогам и сборам относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций.
Необходимость налога на имущество организаций обусловлена наличием в современной России предприятий разных форм собственности. Именно конкуренция между ними вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия.
При взимании налога на имущество реализуются обе функции налога: и фискальная и регулирующая. Фискальная — благодаря тому, что посредством налога на имущество обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы бюджетов. Регулирующая функция реализуется через заинтересованность организаций в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества.
Государство в первую очередь ставит задачу увеличить доходную часть региональных и местных бюджетов, поскольку это позволит более эффективно использовать имущество, управлять развитием регионов, привлекать инвестиции.
Налог на имущество организаций в настоящее время регулируется гл. 30 НК РФ, а также соответствующим законом субъекта РФ.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время налог на имущество организаций наиболее весом в региональных налогах. Также это важный источник регулирования местных бюджетов.
Цель работы — рассмотрение налога на имущество организаций и определение его роли в формировании бюджетов субъектов РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие, объект налогообложения и механизм исчисления налога на прибыль организаций;
проанализировать роль налога на прибыль организаций в структуре региональных бюджетов РФ;
выявить проблемы управления налогом на прибыль организаций в бюджетах регионов РФ;
предложить направления совершенствования системы налога на прибыль организаций как регулирующего налога субъектов РФ.
Объект исследования — поступление налога на имущество организаций в бюджет региона.
Предмет исследования — налог на имущество организации.
ЕНП — это единый налоговый платеж. Это не новый режим, а новый порядок уплаты налогов с 2023 года для ИП и компаний, кроме самозанятых.
Как было. Раньше вы платили каждый налог отдельно. Например, взносы по УСН, страховые в пенсионный фонд и торговый сбор. Для этого заполняли несколько платежек со своими реквизитами и КБК.
Как стало. Теперь вы делаете это одним платежом, для чего перечисляете деньги на Единый налоговый счет (ЕНС), а оттуда налоговая списывает их на все необходимые взносы в бюджет.
Предприниматели направляют в ФНС уведомление, сколько денег списать со счета на те или иные цели, заполняют одну платежку с одинаковыми реквизитами.
Единый налоговый счет устроен как кошелек или вклад-копилка — у каждого он свой, только для обязательных платежей в бюджет. Деньги с ЕНС можно вернуть, если они числятся как переплата.
Переход на новую систему — автоматический, в обязательном порядке. Никаких заявлений писать не нужно.